Юмор

Библиотека научных трудов

                                                                      http://www.bibtrudov.narod.ru

                                   E-mail:bibtrudov@yandex.ru

Юмор


КАК ПИСАТЬ НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Л. Солимар

В ведение

Вопрос о подготовке научных статей к публикации неоднократно
рассматривался с разных точек зрения, но все же многие его стороны до сих
пор оставались без внимания. Вызывает удивление также тот факт, что большие
успехи, достигнутые за последнее десятилетие в проведении научных
исследований, почти не приблизили нас к окончательному решению этого
вопроса. На тему о том, как писать статьи, написано множество книг и брошюр,
но все они посвящены либо расплывчатым рекомендациям общего характера
("пишите понятно", "поясняйте свои мысли", "не отклоняйтесь от темы" и т.
д.), либо советам по техническому оформлению ("с одного края страницы должны
быть оставлены поля", "подписи под рисунками должны быть отпечатаны на
машинке", "размер иллюстраций не должен превышать 10см X 15 см" и т. д.). Не
отрицая серьезности и важности этих советов, я все же полагаю, что они
затрагивают лишь ограниченный круг второстепенных вопросов. В этой заметке я
не собираюсь излагать новые идеи, а просто хочу поделиться своим опытом в
составлении технических статей и ценными замечаниями, которые я в свое время
получал от друзей и знакомых.

Некоторые соображения о мотивах, побуждающих к написанию статьи

Целый ряд причин (от обычной графомании до стремления улучшить свое
общественное положение) побуждает человека писать и публиковать свои научные
работы. Я не буду вдаваться в подробности и ограничусь рассмотрением лишь
четырех главных мотивов: 1) бескорыстное стремление к распространению
знаний; 2) забота о собственном приоритете; 3) беспокойство за свою
профессиональную репутацию; 4) стремление продвинуться по службе.

Под влиянием первой причины пишут главным образом молодые люди, и то,
по-видимому, лишь при подготовке своего первого научного труда. Число таких
авторов невелико, и для большинства из них первая статья бывает, последней.
Следовательно, первую причину нельзя ставить в один ряд с другими более
сильными мотивами, хотя забывать о ней все же не следует.

Вторая причина - приоритет - движет лишь не большой группой авторов,
хотя по важности она намного превосходит любую другую причину. Желание
связать свое имя с каким-нибудь открытием уже давно является отличительной
чертой научных работников. С тех пор, как публикация стала служить
доказательством открытия, существует стремление ковать свои статьи и как
можно быстрее. Однако автор не должен забывать о возможности дальнейшего
использования своего открытия. Если он опубликует полученные им данные, то
кто-то сможет довести эти замыслы до конца и лишить автора возможности
пожинать плоды своих трудов. Идеальное решение вопроса - это гарантировать
приоритет, заявив об открытии, а подробную публикацию задержать до полной
оценки его потенциальных возможностей. Как известно, первым ученым,
применившим этот способ, был Галилео Галилей, который послал описание своих
астрономических открытий Кеплеру в виде анаграммы, а расшифровал ее
содержание только через год. Так как современные научные журналы, к
сожалению, обычно не публикуют анаграмм, то теперешние первооткрыватели (или
изобретатели) должны действовать другим путем. Я рекомендовал бы начинать
статьи интригующим заголовком, ибо чем большее впечатление производит
заглавие, тем меньше сведений можно будет сообщить в самой статье. Например,
заголовок "Усилитель с нагруженной отрицательной индуктивностью" сразу
убедит каждого, что открыт новый важный принцип. Автора простят, если он не
привел определенных данных по существу вопроса, а только в общих чертах
сообщил об открытии.

Еще одним доводом в пользу туманных заглавий является наш моральный
долг перед потомками. Через несколько поколений у нации может появиться
желание утвердить славу своих предков. Может быть, она пожелает доказать,
что гражданам именно этой страну принадлежит приоритет всех, даже самых
незначительных, открытий и изобретений. Если мы не напустим достаточно
тумана сейчас, то тем самым затрудним эту будущую работу наших потомков.

Третья причина - забота о профессиональной репутации. Высокой
профессиональной репутации можно достичь различными способами. Достаточно,
например, сделать выдающееся изобретение или, еще лучше, получить
Нобелевскую премию, и ваша компетентность в данном вопросе будет вне всякого
сомнения. Однако для подавляющего большинства научных работников
единственным доступным способом является написание большого количества
статей, каждая из которых вносит в науку хотя бы небольшой вклад.
Целесообразно при этом несколько первых статей ограничить узкой темой
(например, "Соединения в волноводах"), чтобы завоевать признание. Однако
позднее автор должен засвидетельствовать свою многосторонность, написав
несколько работ, охватывающих более широкую тему (например,
"Сверхвысокочастотные колебания"). После опубликования трех десятков статей
известность автора выйдет на насыщение и уже не будет возрастать при
дальнейшем увеличении числа печатных работ. Тут наступает самый подходящий
момент, чтобы внезапно прекратить печататься (несколько обзорных статей не в
счет) и попытаться занять приличную руководящую должность.

Четвертая причина - стремление продвинуться по службе - тесно связана с
необходимостью снискать известность в качестве специалиста, а это можно
приобрести путем публикации научных статей. Если бы эта простая зависимость

действовала всегда, то о стремлении занять высокую должность как об особой
причине не стоило бы и упоминать. Однако существует мнение, которого
придерживаются многие, что приобретение высокой профессиональной репутации в
качестве промежуточной ступени не является необходимым. Предполагается, что
общественное положение можно повысить путем публикации большого числа
статей, научная ценность каждой из которых равна нулю или даже отрицательной
величине, и подчеркивается, что при этом существенно только общее количество
статей. Хотя у меня нет достоверных статистических доказательств, способных
опровергнуть эти утверждения, я считаю, что длительное получение выгод таким
способом все же сомнительно. Поэтому я склонен рекомендовать этот способ
только в качестве аварийной меры на тот случай, когда вас временно покинет
творческое вдохновение.

Советы по оформлению рукописей

До сих пор я рассматривал лишь те причины, по которым пишутся научные
работы. Теперь мне хотелось бы Коснуться положения молодого автора (не
имеющего могущественных соавторов), статье которого предстоит пройти сквозь
строй рецензентов.

Как обеспечить прием статьи к опубликованию? Обычно рецензенты
подбираются из числа ведущих ученых, чтобы отфильтровать из общего потока
рукописей те, которые стоит напечатать (после редактирования). К несчастью,
у ведущих ученых, как правило, времени мало, а обязанностей много, и
вдобавок они несут бремя административных забот. Они не могут уделить
основную часть своего послеобеденного времени чтению какой-то одной статьи,
и тем не менее именно они должны сделать критические замечания.

Начинающему автору следует учитывать это обстоятельство и, чтобы потом
не терять зря времени на жалобы, нужно писать свою статью так, чтобы она с
самого начала удовлетворяла требованиям рецензента, острые глаза которого
обнаружат малейшую аномалию. Если статья слишком длинная, автора обвинят в
многословии, если статья слишком краткая, ему посоветуют собрать
дополнительный материал. Если он докладывает о чисто экспериментальной
работе, то будет подвергнуто критике "обоснование", если он предлагает на
обсуждение элементарную теорию, его назовут "поверхностным". Если он
приводит слишком большой список использованной литературы, его отнесут к
"неоригинальным", если он вообще ни на кого не ссылается, на нем поставят
клеймо "самонадеянного". Поэтому я предлагаю компромисс. Статья должна иметь
объем от 8 до 12 страниц, отпечатанных на машинке (через два интервала и с
правильно оставленными полями, конечно), и около одной трети ее следует
занять математическими формулами. В формулах не следует скупиться на
интегралы и специальные функции. Количество ссылок на литературу должно
колебаться между шестью и двенадцатью, причем половина из них должна
относиться к известным трудам (рецензент слыхал о них), а оставшаяся
половина - к неизвестным (рецензент о них не слыхал).

Следуя приведенным выше советам, автор может быть уверен, что статья
пройдет независимо от ее содержания. Беглый просмотр такой статьи вызовет
благосклонность рецензента. Далее все зависит от его реакции в течение
следующих тридцати минут. Если за это время он сможет быстро сделать
критические замечания по трем несущественным ошибкам, статья будет принята.
Если рецензент не найдет очевидных пунктов, заслуживающих критики, его
противодействие только укрепится. Он возьмет первое попавшееся на глаза
предположение (причем именно то, которое является неуязвимым), объявит его
необоснованным и посоветует возвратить статью для доработки.

Таким образом, главная задача автора - дать рецензенту материал для
трех несущественных замечаний. Ниже мы приводим несколько рекомендаций для
облегчения выбора такого материала.

1) Подберите неудачное название (все рецензенты любят предлагать свои
заглавия).

2) "Забудьте" определить одно из обозначений в первом же уравнении.

3) Сделайте орфографическую ошибку в слове (только в одном!), которое
часто пишут с ошибкой.

4) Отклонитесь от обычных обозначений (речь идет только об одном
параметре).

5) Пишите ехрх: и ех вперемежку. (е в степени х)

Требования к преуспевающему автору (опубликовавшему по меньшей мере
десяток работ) значительно слабее. Он может писать красочные введения,
поместить несколько острот в основном тексте, может признаться, что он не
вполне понимает результаты своих исследований и т. д.

Надеюсь, что приведенные мной замечания будут содействовать лучшему
пониманий) сущности работы по составлению научной статьи и в то же время!
послужат руководством для начинающих авторов.

Напечатано в журнале

"Proceedings of the IEEE", 51, No 4 (1963).

(Лц СОЛИМАР -* английский инженер, работающий в Харлоу.)

 

 (Из книги "Физики шутят"

УДК 53

Составители-переводчики Ю. КОНОБЕЕВ, В. ПАВЛИНЧУК*

Н. РАБОТНОВ, В. ТУРЧИН

Под общей редакцией доктора Физ. мат. наук в. ТУРЧИНА

Редактор л. в. ГЕССЕН

Изд "МИР" Москва, 1966

OCR: Юрий Рубченко)

 

                                         * * *
Над инженером, физиком и математиком провели эксперимент:
посадили в изолированную комнату, поставили туда ящик с пищей и дали
ручку и блокнот. Через несколько часов решили посмотреть результаты.
Входят в комнату к инженеру. Он сидит довольный и сытый. "Как вы это
сделали?" - спрашивают его. "Да я тут ручкой поковырялся, вот здесь
блокнотом поддел и ящик открылся."

Физик пребывает в аналогичном состоянии, блокнот весь исписан. На
вопрос отвечает так: "Я вычислил точку, ударил по ней и ящик
распался."

Математик злой и голодный, блокнот весь исписан, лихорадочно что-то
пишет на стене. Смотрят в начало записей: "Предположим, что ящик открыт".

                                            * * *

Ректор университета просмотрел смету, которую ему принес декан физического факультета, и вздохнув, сказал:
- Почему это физики всегда требуют такое дорогое оборудование? Вот, например, математики просят лишь деньги на бумагу, карандаши и ластики.
И, подумав, добавил:
- А философы, те еще лучше. Им даже ластики не нужны.

                                

                                            * * *

 

Жили-были два друга математика. И постоянно шел у них спор о загробной жизни, есть ли она, а если есть, то какая. И вот один из них отправился в мир иной. Прошел год, и вдруг у второго звонит телефон. Снимает он трубку, а это его покойный друг звонит... Ну конечно первый вопрос:
- Ну как там, на том свете? Существует жизнь?
- Да, все просто отлично, все математики здесь живут, каждый свою теорию развивает, конференции проводим - одним словом рай. У тебя, кстати, на следующей неделе доклад, ты подготовься...

 

                                             * * *

 

Гуляют два теоретика в лесу. Встречают медведя. Первый побежал, второй остался.
— Побежали! — кричит первый второму.
— Зачем? Моя скорость всё равно меньше скорости медведя. - говорит второй.
— Неважно, что твоя скорость меньше скорости медведя, важно, чтобы моя скорость была больше твоей. — отвечает первый.

 

                                             * * *

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz